Геологоразведка по социальному признаку
Хотя на углеводороды и приходится около 47% бюджетных средств в рамках
адаптированной программы, особое внимание в ней уделяется другим видам полезных
ископаемых. Бюджетное финансирование в разведку благородных металлов и алмазов
должно удвоиться до более 65 млрд руб., по подземным водам -- вырасти в 2,3
раза, до 10 млрд руб., по неметаллам -- в 3,2 раза, до 7,5 млрд руб., по запасам
урана -- в 3,7 раза, до 37 млрд руб. Похожая ситуация наблюдается с черными,
цветными и редкоземельными металлами: Минприроды предлагает увеличить
финансирование почти в пять раз, примерно до 45 млрд руб.
Эти вложения связаны не столько с проблемой обеспеченности России запасами данных полезных ископаемых, сколько с проблемами ресурсного обеспечения регионального развития Дальнего Востока и Восточной Сибири. Так, основная доля средств, которые предлагается вложить в разведку запасов черных, цветных и редкоземельных металлов, приходится на проект создания на Дальнем Востоке (Читинская, Амурская области и Бурятия) центра черной металлургии.
Как пояснил Ъ господин Федоров, этот проект существует с советских времен, но его реализации препятствовал вопрос энергетики. "После строительства станций -- Зейской, Бурейской -- этот вопрос начал решаться. Появится газ с Сахалина. Создание промышленных центров необходимо для того, чтобы остановить отток населения из регионов". Еще одна комплексная программа регионального развития -- создание минерально-сырьевых баз черных и цветных металлов в районе проектируемой железной дороги Урал Промышленный--Урал Полярный (Ивдель--Лабытнанги).
Социальный фактор выделяется и в структуре бюджетных вложений в геологоразведку золота. Прежде всего она будет вестись в Магаданской области, на Чукотке, в Якутии, где добыча золота и серебра -- одна из основных промышленных отраслей. "Месторождения золотых руд на Дальнем Востоке, которые пока выделялись отдельными точками, сегодня при увеличении объемов работ можно объединить в целостные группы, которые уже дают возможность выходить крупным компаниям и строить перерабатывающие комплексы",-- говорит Юрий Трутнев. Удвоенные бюджетные инвестиции (примерно 65 млрд руб.) позволят практически удвоить запасы по категориям P3 (около 20 тыс. тонн), P2 (около 7,5 тыс. тонн), P3 и С1+С2 (по обеим категориям -- около 5 тыс. тонн).
"С середины 80-х годов и до недавнего времени происходило существенное недоинвестирование в сектор геологоразведки золота, и сейчас как раз заканчивается старый запас разведанных в советское время участков,-- говорит гендиректор ООО 'Северная золоторудная компания' Олег Пелевин.-- Например, еще пару лет назад продавались лицензии на участки с запасами С1 и С2, которые требуют небольшой доразведки. В этом году лицензии выше категории Р1 практически не предлагаются. Но даже за них разыгрывается большая конкурентная борьба. Поэтому, с точки зрения государства, имеет смысл вкладывать средства в геологоразведку. Конечно, при условии контроля за эффективностью расходования государственных денег".
Новые регионы будут затронуты и при увеличении финансирования разведки урана. "Нельзя планировать строительство массы АЭС, когда уран берется со складских запасов или покупается за рубежом",-- говорит господин Трутнев. Программа предусматривает расширение существующих регионов добычи урана, введение новых площадей и возможное освоение ряда перспективных площадей на Чукотке, в Карелии, на границе Красноярского края и Иркутской области и других.
Эти вложения связаны не столько с проблемой обеспеченности России запасами данных полезных ископаемых, сколько с проблемами ресурсного обеспечения регионального развития Дальнего Востока и Восточной Сибири. Так, основная доля средств, которые предлагается вложить в разведку запасов черных, цветных и редкоземельных металлов, приходится на проект создания на Дальнем Востоке (Читинская, Амурская области и Бурятия) центра черной металлургии.