Снаряды со съемными керноприемниками ССК
Снаряды со съемными керноприемниками ССК (конструкции
ВИТР) и КССК (конструкции СКБ) позволяют извлекать керн без подъема бурового
инструмента. Они комплектуются специальными твердосплавными и алмазными
коронками.
Конструкции колонковых наборов ССК и КССК идентичны (рис. 8.15).

Рис. 8.15. Снаряд со съемным керноприемником ССК.
1 -
релитовый переходник; 2 - головка подшипникового узла; 3 - возвратная втулка; 4
- пружина; 5 - стопоры; 6 - переходник наружной колонковой трубы; 7 -
подшипниковый узел; 8 - опорное кольцо; 9 - вал; 10 - контргайка; 11 - резиновые
манжеты; 12 - резиновое кольцо; 13 - направляющая втулка; 14 - упорный
шарикоподшипник; 15 - пружина; 16 - наружная колонковая труба; 17 -
керноприемная труба; 18 - стабилизатор; 19 - упорное кольцо; 20 -кернорвательное
кольцо; 21 - корпус кернорвателя.
Наружные колонковые трубы имеют значительную толщину стенки, так как воспринимают крутящий момент и осевую нагрузку при бурении, а также усилие от срыва керна.
Внутренние керноприемные трубы в процессе эксплуатации не испытывают больших нагрузок и толщина их незначительна. Нижняя часть керноприемной трубы центрируется с помощью стабилизатора, представляющего собой бронзовый подшипник скольжения, размещенный в цилиндрической проточке расширителя. В колонковых наборах КССК стабилизатор устанавливается в нижней части наружной колонковой трубы.
Снизу к керноприемной трубе на резьбе крепится кернорвательное устройство, состоящее из корпуса, упорного и кернорвательного колец. Упорное кольцо предохраняет от смятия тонкую резьбовую часть керноприемной трубы при соприкосновении ее с кернорвательным кольцом, которое в процессе бурения постоянно находится в верхней части.
Промывочная жидкость обтекает съемный керноприемник по зазорам между ним и наружной колонковой трубой и омывает керн только у его основания около матрицы коронки. Неподвижность керноприемной трубы при бурении обеспечивается подшипниковым узлом с двумя упорными шарикоподшипниками, воспринимающими осевую нагрузку. Между подшипниками установлена направляющая втулка, выполняющая роль радиального подшипника скольжения.
В свободном состоянии съемный керноприемник опирается на опорное кольцо,
которое одновременно служит верхним центратором и устанавливается в наружной
колонковой трубе. Съемный керноприемник от перемещения вверх фиксируется двумя
стопорами, разжимаемыми пружиной. Один из них касается выступа на торце
переходника бурильной трубы, за счет чего вращение бурового снаряда передается
верхней части подшипникового узла, исключая тем самым проворачивание
керноприемника в опорном кольце.

