Унифицированная двойная колонковая труба ТДН-ССК (ТДН-ССК-М)
Унифицированная двойная колонковая труба ТДН-ССК (ТДН-ССК-М) конструкции ВИТР (рис. 8.16) предназначена для отбора керна при бурении скважин в монолитных, слабо- и среднетрещиноватых горных породах VIII-IX категорий по буримости.

Рис. 8.16. Двойная колонковая труба типа ТДН-ССК (ТДН-ССК-М)
конструкции ВИТР (внутренняя труба имеет щелевую прорезь).
1 - износостойкий
переходник; 2 - наружная колонковая труба; 3 - расширитель алмазный; 4 - коронка
алмазная; 5 - стабилизатор бронзовый; 6 - корпус; 7 - внутренняя керноприемная
труба; 8 - подшипниковый узел; 9 - предохранительная втулка; 10 - головка; 11 -
подшипники упорные; 12 - пружина; 13 - гайки; 14 - муфта переходная; 15 -
контргайка; 16 - манжеты резиновые; 17 - шайба металлическая; 18 - корпус
рвателя; 19 - пружинное коническое рвательное кольцо; 20 -
кольцо упорное, 21 - щелевая прорезь.
Унифицированная двойная колонковая труба ТДН-ССК разработана на базе снаряда со съемным керноприемником ССК-59. Наборы ТДН-ССК полностью унифицированы по алмазным коронкам, сортаменту труб, типу резьб и устройству со съемными керноприемниками ССК. В наборах сохранены преимущества снарядов ССК. Наружная толстостенная колонковая труба с нижним и верхним центраторами обеспечивает жесткость конструкции набора и центрирование его в скважине. Внутренняя керноприемная труба закреплена на подшипниковом узле и стабилизирована относительно внутреннего диаметра коронки (керна), что совместно с сигнализатором подклинки способствует сохранению керна. Ступенчатая форма торца коронки обеспечивает рациональный характер бурения твердых пород.
Схема промывки в колонковом наборе - прямая. Для срыва керна предусмотрен пружинный кернорватель. Наборы рассчитаны на отбор керна со значительной глубины (1700-2000 м).
Двойная колонковая труба ТДН-ССК-59 состоит из следующих узлов: верхний износостойкий переходник; подшипниковый узел; наружная труба; кернорвательный узел; алмазная коронка.
Сборка ТДН-ССК-59 проводится в следующем порядке: к верхнему износостойкому переходнику на резьбе присоединяется подшипниковый узел 8 и затягивается контргайкой 15; к подшипниковому узлу на стандартной ленточной резьбе присоединяется керноприемная труба 7; на свободный конец керноприемной трубы на резьбе наворачивается корпус кернорвателя с кернорвательным кольцом; на керноприемную трубу 7 надевается наружная труба 2 с расширителем 3 и коронкой 4; наружная труба соединяется с верхним износостойким переходником 7 на стандартной ленточной резьбе; после сборки трубы проверяется зазор между корпусом кернорвателя и матрицей коронки; зазор не должен превышать 1,5-2,0 мм; для изменения зазора необходимо снять наружную трубу 2, ослабить контргайку 75 и, завинчивая или вывинчивая подшипниковый узел из верхнего переходника 7, установить необходимый зазор; отрегулировав зазор, необходимо затянуть контргайку 75; после этого труба собирается окончательно.
Внутренняя керноприемная труба должна свободно вращаться от руки.
Регулировка трубы производится 1 раз. В дальнейшем необходимо следить за состоянием резьбы подшипникового узла в месте присоединения его к износостойкому переходнику и при необходимости периодически ее подтягивать.
Керн из керноприемной трубы извлекается постукиванием по наружной трубе. Категорически запрещается выколачивание керна ударами по внутренней керноприемной трубе во избежание ее смятия.
При использовании двойных колонковых труб ТДН-ССК-59 в качестве промывочной
жидкости допускается только вода или малоглинистый раствор низкой
вязкости.

