Обратные клапаны защитной арматуры
Обратные клапаны относятся к защитной арматуре и служат для предотвращения обратного потока среды на линейной части трубопроводов и тем самым предупреждения аварии, например, при внезапной остановке насоса. На рис. 3.1 показан общий вид обратного клапана. Он является автоматическим самодействующим предохранительным устройством. Затвор — основной узел обратного клапана, он расположен в корпусе и управляется за счет протекания рабочей среды. При протекании рабочей среды в направлении стрелки на корпусе клапан открыт, при протекании в противоположном направлении клапан автоматически закрывается. Закрытие можно ускорить за счет оснащения клапана пружиной. Клапаны не являются запорной арматурой (рис. 3.2, 3.3).
Рис. 3.1. Обратный клапан AL 56 Ду = 32 - 200
мм.
Рис. 3.2. Обратный клапан Л 01.1.
Рис. 3.3. Обратный клапан Л 01.1: а) без пружины; б) с
пружиной.
По принципу действия, в основном, обратные клапаны разделяются на подъемные и поворотные, показанные соответственно на рис. 3.4 — 3.6. Поворотные обладают меньшим гидравлическим сопротивлением, а подъемные более просты и надежны.
Рис. 3.4. Клапаны обратные подъемные фланцевые V 287 Dn
= 15 - 300 мм.
Рис. 3.5. Поворотный обратный клапан Dy 50 - 600
мм.
Рис. 3.6. Стальной обратный поворотный клапан с Dу 700
мм: 1 — корпус; 2 — опора; 3 — пробка; 4 — тарелка; 5 — патрубок; 6 — рычаг; 7 —
крышка.
Обратные клапаны снабжаются гидротормозами или демпферами для предотвращения больших ударных нагрузок при быстром закрытии клапана (т. е. во избежание гидроудара).
Демпфера бывают:
-
гидравлические (масляные поршневые);
-
пневматические.
Рабочий вал демпфера соединен жестко с валом затвора. Демпферы имеют тормозные цилиндры, расположенные вне корпуса обратного клапана. Поворотный рабочий вал демпфера с помощью рычага соединен шарнирно со штоком поршня, перемещающегося в цилиндре. При повороте захлопки поршень движется в тормозном цилиндре, вытесняя масло из одной полости в другую.